Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Порядок осуществления индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных прогр

Отчёты и документы

Рассмотрено и принято на 

заседании педагогического совета

протокол №2 от 04 сентября 2013г.                                             

                       

        УТВЕРЖДАЮ

Директор школы: _____С.И. Зиборов

Приказ № 68 от 06 сентября 2013 г.

Порядок

осуществления индивидуального учета результатов

освоения обучающимися образовательных программ

и хранения в архивах информации об этих результатах

на бумажных и (или) электронных носителях

в МБОУ «Камынинская ООШ»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с п. 11 ч.3 ст.28 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом ОУ и регламентирует содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации обучающихся.

1.2. Положение о текущем и промежуточном контроле знаний, промежуточной аттестации обучающихся определяет формы и порядок текущего и промежуточного контроля знаний, промежуточной аттестации обучающихся.

1.3. Цель текущего контроля знаний, промежуточной аттестации обучающихся:

1.3.1. определение фактического уровня знаний, умений и навыков обучающихся по предметам учебного плана;

1.3.2.установление соответствия этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

1.3.3.контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.4. Данное положение рассматривается и принимается решением педагогического совета школы и утверждается приказом по ОУ.

1.5. Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся систематически осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями.

1.6. Ответственность за систематичность и периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся несут в равной степени педагогический работник, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор ОУ.

1.7.Оценки результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации выставляются в классный журнал, тетради и дневник обучающегося.

1.8.Предметом оценки образовательной деятельности обучающихся являются ожидаемые результаты, которые обусловлены целями основной образовательной программой общего образования и составляют три группы взаимосвязанных результатов: предметные, метапредметные, личностные результаты. Оценка знаний и учебных достижений обучающихся складывается из:

1.8.1.индивидуального наблюдения за работой обучающегося: внимательность при объяснении материала, активность и творческий подход к работе на уроке, отношение к изучению того или иного материала и к учебе в целом;

1.8.2.показателей полноты и глубины усвоения материала, умения применять полученные знания в практической деятельности и нестандартных ситуациях, которые оцениваются по общепринятой пятибалльной шкале.

1.9. Положение определяет порядок оценки деятельности обучающихся образовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления и комплексного Портфолио ученика.

1.9.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в определенный период его обучения в школе. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

1.9.2.Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга обучающихся.

1.9.3.Портфолио является основанием для составления рейтингов обучающихся ОУ по итогам обучения на соответствующей ступени образования.

1.9.3.1.На первой ступени Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в различных видах деятельности.

1.9.3.2.На второй ступени Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); в предполагаемом профиле дальнейшего обучения; для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств.

1.10.Основными задачами составления Портфолио являются:

1.10.1.повышения качества образования в школе;

1.10.2. поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

1.10.3.систематизация контроля за различными видами деятельности учащихся, включая учебную, внеурочную, научную, творческую, спортивную деятельность.

1.10.4.развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формирование адекватной самооценки;

1.10.5.формирование у обучающихся умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

1.10.6.создание ситуации успеха для каждого обучающегося;

1.10.7.содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

1.11.Управление и организация текущего и промежуточного контроля осуществляется на основе мониторинга условий, обеспечивающих введение ФГОС.

1.11.1.Мониторинг – один из инструментов системы управления в школе. Это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации.

1.11.2.Мониторинг – необходимый компонент (инструмент) любого эффективного управления, который направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:

1.11.2.1.образовательной среды,

1.11.2.2.образовательных технологий;

1.11.2.3.результатов образовательного процесса;

1.11.2.4. эффективности управления ОУ.

1.11.3.Цель мониторинга: оперативное и своевременное выявление изменений в деятельности общеобразовательного учреждения по созданию необходимых условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для принятия объективных управленческих решений.

1.11.4.Содержание мониторинга включает основные показатели, по которым идет сбор информации. Основанием определения эффективности деятельности ОУ на этапе подготовки к введению ФГОС общего образования являются критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС, обозначенные на федеральном уровне. К ним относятся следующие:

1.11.4.1.разработана и утверждена основная образовательная программа общего образования образовательного учреждения;

1.11.4.2.нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, материально-техническое обеспечение и т. п.);

1.11.4.3.приведены в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

1.11.4.4.определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, в соответствии с ФГОС начального общего образования;

1.11.4.5.разработаны локальные акты разного характера (положение о внеурочной деятельности);

1.11.4.6.осуществлено повышение квалификации всех учителей;

1.11.4.7.обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

2.Текущая аттестация обучающихся

2.1. Текущей аттестации подлежат обучающиеся всех классов.

2.2. Текущая аттестация обучающихся 1-2 классов в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале.

2.3.Текущая аттестация знаний обучающихся проводится через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты и т.п. в рамках урока.

2.4.Текущая аттестация осуществляется по всем предметам учебного плана по 5-балльной системе.

2.5.Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся, уровня обученности обучающихся класса, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Избранные формы текущей аттестации и содержание контрольно-измерительных материалов (КИМов) учителем указывается в календарно-тематическом планировании по предмету.

2.6.Порядок выставления отметок за письменные работы:

2.6.1.Отметка за устный ответ выставляется на уроке.

2.6.2.Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку.

2.6.3.Отметка за творческие работы, изложения и др. по предметам в 5 – 9 классах – не позже чем через неделю после их проведения.

2.6.4.Отметки за сочинения, изложения и диктант с грамматическим заданием выставляются в классный журнал в виде дроби.

2.7. Итоги текущей успеваемости обучающихся выставляются еженедельно в дневник ученика классными руководителями.

2.8. Периоды промежуточного контроля устанавливаются годовым календарным учебным графиком. С 3 по 9 классы обучающиеся аттестуются по четвертям.

2.9. Обучающиеся, находящиеся на длительном лечении в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения, аттестуются в этом учреждении.

2.9.1.В журналах фиксируются пропуски занятий во время отсутствия ребенка - «н».

2.9.2.Ведомость оценок из учреждения здравоохранения прикрепляется в личное дело, копия ведомости – в журнал.

2.9.3.Оценки за четверть, год выставляются с учетом оценок из ведомости.

2.10. Обучающиеся, пропустившие 2/3 учебного времени, не аттестуются. Вопрос об их аттестации решается в индивидуальном порядке на педагогическом совете школы на основании заявления родителей (законных представителей). В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

2.12. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в этот план.

2.13. Отметки по итогам учебного периода выставляются за 3 дня до его окончания.

2.14. При выставлении отметки по итогам учебного периода педагог, ведущий предмет, учитывает результаты плановых контрольных, практических, лабораторных работ, а также текущей успеваемости.

2.15.В 3-9 классах выставляются годовые отметки. Четвертные и годовые отметки выставляются за два дня до начала каникул. После решения педсовета в течение 1 рабочего дня годовые отметки выставляются в дневник обучающегося классным руководителем и заверяется его подписью.

3.Промежуточная аттестация обучающихся

3.1. Промежуточная аттестация обучающихся – вид внутреннего контроля качества образования, проводимого школой, в результате которого фиксируется уровень освоения обучающимися определенной части образовательной программы и принимается административное решение о возможности получать образование на следующем этапе обучения в данном образовательном учреждении (приказ о переводе в следующий класс, о повторном обучении, др.) .

3.2.Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

3.3. Промежуточная аттестация обучающихся 3-8 классов проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и через разные виды административных работ.

3.6. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

3.7.Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

3.8.Обучающиеся, имеющие  академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Учреждением, в пределах  одного учебного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Для  проведения промежуточной аттестации во второй раз Учреждение создает комиссию.

3.9. Сроки промежуточной аттестации устанавливаются приказом
образовательного учреждения.

3.10.Контроль осуществляется по особому расписанию, утверждаемому директором ОУ. График проведения контрольных работ вывешивается в конце апреля.

3.11. Тексты для проведения контрольных работ, тесты разрабатываются учителями и утверждаются на заседаниях методического совета. Весь материал сдается заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе за две недели до начала аттестационного периода.

3.12.Итоги контроля обучающихся оцениваются количественно по 5-балльной системе.

3.13.Отметки, полученные обучающимися на промежуточной аттестации по итогам учебного года, отражаются в классных журналах на предметных страницах отдельной графой.

3.14.По итогам промежуточной аттестации обучающихся педагоги разрабатывают план ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.

3.15.Годовая отметка по учебному предмету выставляется учителем на основе среднеарифметической между отметками за четверти и отметкой, полученной обучающимся при промежуточном контроле по итогам учебного года. Решение педагога должно быть мотивировано и обосновано.

3.16.На основании годовых отметок по всем предметам учебного плана принимается административное решение о возможности получать образование на следующем этапе обучения (приказ о переводе в следующий класс, о повторном обучении, о переводе в следующий класс условно, др.).

3.17.Обучающиеся ОУ, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

3.18.Классные руководители обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей итоги аттестации, контроля и решение Педагогического совета школы о переводе обучающегося, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов в письменном виде под роспись родителей с указанием даты ознакомления. Письменное извещение родителям о неудовлетворительных результатах учебного года хранится в образовательном учреждении.

3.19.В случае несогласия обучающихся и их родителей с выставленной годовой оценкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей  (законных представителей) собирается комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая в форме собеседования в присутствии родителей обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным.

3.20.Результаты промежуточной аттестации анализируются и рассматриваются на педагогическом совета, совещании при директоре, заседаниях методических объединений, родительских собраниях, классных собраниях.

4.Структура и содержание портфолио ученика

4.1. Портфолио ученика состоит из следующих разделов:

4.1.1.Данные об учащемся (анкета (характеристика) учащегося (с фотографией)).

4.1.2.«Портфолио документов».

4.1.3.«Портфолио творческих работ».

4.2. В первый раздел «Данные об учащемся» входят документы:

4.2.1.анкета учащегося (его характеристика);

4.2.2. фотография учащегося (формат любой);

4.2.3. другие данные об учащемся (по усмотрению родителей и педагогов).

4.3.В «Портфолио документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника:

4.3.1.копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах;

4.3.2.социальные проекты;

4.3.3.копии материалов об участии ребенка в и других мероприятиях разного уровня (школьные, муниципальные, областные, всероссийские, международные) (копии вывесок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.);

4.3.4.результаты успеваемости (ведомость);

4.3.5.участие в централизованном тестировании по предметам результативность и т.д.

4.4. «Портфолио работ» включает в себя:

4.4.1.собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика;

4.4.2.информацию о курсах;

4.4.3.описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности.

4.5. «Портфолио работ» оформляется в виде дневника достижений с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д. Сводные таблицы оформляются по свободной форме.

5. Основные направления деятельности по формированию Портфолио

5.1. В формировании Портфолио участвуют:

5.1.1. обучающиеся;

5.1.2.классные руководители;

5.1.3.учителя –предметники;

5.1.4.педагоги дополнительного образования;

5.1.5. администрация школы;

5.1.6. родители (законные представители);

5.2. Учащиеся (совместно с родителями (законными представителями):

5.2.1.осуществляют заполнение Портфолио;

5.2.2.оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной образовательным учреждением структурой в папке с файлами;

5.2.3.могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

5.3. Администрация школы:

5.3.1.разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;

5.3.2.создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

5.3.3.осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного учреждения;

5.3.4.организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

5.3.5.осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном учреждении.

5.4. Классный руководитель:

5.4.1.оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;

5.4.2.проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;

5.4.3.осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;

5.4.4.осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;

5.4.5.оформляет итоговые документы;

5.4.6.организует работу с обучающимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение.

5.5. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования:

5.5.1.проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;

5.5.2.предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов Портфолио;

5.5.3.организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету, изучение элективных и факультативных курсов;

5.5.4.разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;

5.5.5.проводят экспертизу представленных работ по предмету;

5.5.6.пишут рецензии, отзывы на учебные работы, исследовательскую деятельность.

5.6. Участие и информация о присвоении призовых мест в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях должны быть подтверждены документально (грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д)

6.Права и ответственность участников образовательного процесса

при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, контроля обучающихся

6.1. Педагогические работники при осуществлении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся имеют право:

6.1.1.выбора формы и методики проведения текущего контроля знаний обучающегося;

6.1.2.выбора периодичности осуществления контроля;

6.2. Учащиеся при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации имеют право:

6.2.1.на запланированное проведение письменных проверочных работ (не более трех проверочных работ в неделю);

6.2.2.аргументированное объявление отметки за устный ответ до конца учебного занятия;

6.2.3.аргументированное объявление отметки за письменный ответ в указанные выше сроки;

6.2.4.проведение дополнительных индивидуальных занятий по отдельным разделам учебного предмета при неудовлетворительных результатах текущего контроля знаний;

6.2.5.осуществление повторного контроля знаний при получении неудовлетворительной отметки за ответ;

6.2.6. спорные вопросы, возникшие при оценивании знаний учащихся, рассматриваются комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

6.3.Педагогические работники несут ответственность за мотивацию выставленной отметки обучающемуся.

7.Делопроизводство

7.1. Педагогические работники обязаны вести своевременные записи в классном журнале в соответствии с указаниями к ведению на страницах, отведенных для учебного предмета.

7.2. По итогам промежуточной и итоговой аттестации, по окончании учебного года (в срок до 1 июля), все классные журналы должны быть проверены заместителем директора по УВР. На странице раздела «Замечания по ведению классного журнала» заместителем директора по учебно-воспитательной работе оставляется следующая запись: «Журнал проверен. Замечаний нет. Передан на хранение. Сдал (подпись заместителя директора по УВР). Принял (подпись лица, ответственного за ведение архива по приказу).

7.3. Классные журналы хранятся в архиве школы пять лет.

7.4. После пятилетнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учеников класса с последующим хранением не менее двадцати пяти лет.

7.5. Тексты для проведения контрольных работ, тесты для прохождения промежуточного контроля, а также его результаты хранятся не менее трех лет у заместителя директора по УВР.

7.6. Электронный журнал успеваемости/ электронный дневник является нормативно-финансовым документом. Ведение электронного журнала является обязательным для каждого педагога школы и классного руководителя наряду с бумажными носителями.

7.7. Электронный журнал успеваемости/ электронный дневник служат для решения следующих задач:

7.7.1. хранение в электронном виде данных об успеваемости и посещаемости учащихся;

7.7.2. создание единой базы календарно-тематического планирования по всем предметам и параллелям классов;

7.7.3. оперативный доступ к оценкам за весь период ведения журнала, по всем предметам, в любое время всеми участниками образовательного процесса;

7.7.4.автоматизация создания промежуточных и итоговых отчетов учителей-предметников, классных руководителей и администрации;

7.7.5. своевременное информирование родителей по вопросам успеваемости их детей;

7.7.6. обеспечение возможности прямого общения между учителями, администрацией, родителями и обучающимися вне зависимости от их местоположения.

7.8.Должностные обязанности по ведению электронного журнала успеваемости/ электронного дневника (ЭЖ/ЭД):

7.8.1. Директор:

7.8.1.1. разрабатывает и утверждает нормативную базу по ведению ЭЖ/ЭД;

7.8.1.2. осуществляет контроль за ведением ЭЖ/ЭД не реже 1 раза в месяц;

7.8.1.3. организуют обмен информацией с обучающимися и родителями (законными представителями).

7.8.2.Заместитель директора по УВР:

7.8.2.1. разрабатывает нормативную базу по ведению ЭЖ/ЭД;

7.8.2.2. предоставляет реквизиты доступа администрации школы, учителям, классным руководителям, ученикам и их родителям (законным представителям);

7.8.2.3. контролирует работоспособность системы ЭЖ/ЭД;

7.8.2.4. осуществляет связь со службой поддержки разработчика ЭЖ/ЭД;

7.8.2.5. консультирует пользователей ЭЖ/ЭД основным приемам работы с программным комплексом;

7.8.2.6. анализирует данные по результативности учебного процесса и, при необходимости, корректирует его;

7.8.2.7. осуществляет периодический контроль за работой сотрудников по ведению ЭЖ/ЭД:

7.8.2.7.1. процент участия учителей в работе;

7.8.2.7.2. наполняемость текущих оценок;

7.8.2.7.3. учет пройденного материла;

7.8.2.7.4. запись домашнего задания;

7.8.2.7.5. процент участия родителей и обучающихся;

7.8.2.7.6. ежегодно делает копию баз данных ЭЖ/ЭД для хранения на внешнем носителе в течение пяти лет.

7.8.2.8.Организуют обмен информацией с обучающимися и родителями (законными представителями).

7.8.3. Классные руководители:

7.8.3.1. еженедельно проверяют правильность заполнения базы данных ЭЖ/ЭД об учащихся своего класса;

7.8.3.2. следят за актуальностью данных об обучающихся;

7.8.3.3. предоставляют реквизиты доступа родителям и обучающимся ОУ;

7.8.3.4. организуют сбор комплекта документов по обеспечению законодательных требований о защите персональных данных;

7.8.3.5. ведут мониторинг успешности обучения;

7.8.3.6. осуществляют ежедневный учет сведений о пропущенных уроках;

7.8.3.7. проводят обучение для учеников и родителей (законных представителей) по работе с ЭЖ/ЭД;

7.8.3.8. организуют обмен информацией с обучающимися и родителями (законными представителями);

7.8.3.9. осуществляют контроль доступа родителей и обучающихся.

7.8.4. Учителя-предметники

7.8.4.1. составляют календарно-тематическое планирование, которое размещают в ЭЖ/ЭД;

7.8.4.2. выставляют текущие отметки ежедневно непосредственно на уроке или после него в тот же день;

7.8.4.3. ежедневно заполняют данные по домашним заданиям;

7.8.4.4. организуют обмен информацией с обучающимися и родителями (законными представителями).

7.9. Пункты 7.6, 7.7, 7.8 настоящего Положения действуют с момента внедрения ИС «Электронный классный журнал» и «Электронный дневник».