Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Положение о нормах педагогической этики

Отчёты и документы

Рассмотрено и принято на 

заседании педагогического совета           

протокол № ___ от _____________2013 г                                             

                        УТВЕРЖДАЮ

     Директор школы: _______С.И. Зиборов

     Приказ №___от «___»_________ 2013г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О нормах ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКи

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

МБОУ «Камынинская ООШ»

$11.  Общие положения

$11.1.    Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Камынинская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту – учреждение) разработано на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 25.12.2008 № 253-Ф3 «О противодействии коррупции» и от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ч.4 ст.47, других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязательства для педагогических работников, указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей», Декларации профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей.

$11.2.    Настоящее Положение дополняет правила, установленные законодательством Российской Федерации об образовании.

$11.3.    Положение представляет свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях советской и российской школы, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем педагогическим работникам независимо от занимаемой ими должности и который является профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести каждого педагогического работника. Это инструмент, призванный помочь педагогическим работникам ответить на вопросы, связанные с профессиональным поведением и проблемами, возникающими между участниками отношений в сфере образования.

$11.4.    Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписывающая или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании.

$11.5.    Настоящее Положение служит целям:

$1-     повышения доверия граждан к учреждению;

$1-     установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;

$1-     содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников;

$1-     регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;

$1-     воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующего нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

$11.6.    Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.

$11.7.    Знание и соблюдение норм настоящего положения является нравственным долгом каждого педагогического работника  и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.

$11.8.    Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника  поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.

$11.9.    Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в учреждение, вправе, изучив содержание настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в учреждении.

$12.  Обязательства педагогических работников

перед профессиональной деятельностью

$12.1.    Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.

$12.2.    В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы:

$1-     законность;

$1-     объективность;

$1-     компетентность;

$1-     независимость;

$1-     тщательность;

$1-     справедливость;

$1-     честность;

$1-     гуманность;

$1-     демократичность;

$1-     профессионализм;

$1-     взаимоуважение;

$1-     конфиденциальность.

$12.3.    Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:

$1-     оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;

$1-     исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждения;

$1-     исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как учреждения в целом, так и каждого педагогического работника;

$1-     осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;

$1-     не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

$1-     соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

$1-     исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

$1-     уведомлять администрацию учреждения обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

$1-     соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты;

$1-     проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;

$1-     проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

$1-     придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на учреждение социальных функций;

$1-     принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

$1-     быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;

$1-     обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;

$1-     поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;

$1-     не терять чувство меры и самообладания;

$1-     соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;

$1-     постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;

$1-     поддерживать порядок на рабочем месте;

$1-     соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.

$12.4.    Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:

$1-     ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;

$1-     грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;

$1-     содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;

$1-     логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;

$1-     доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;

$1-     лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;

$1-     уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

$12.5.    В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:

$1-     поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету учреждению;

$1-     пренебрежительных отзывов о деятельности своего учреждения или проведения необоснованных сравнений его с другими учреждениями;

$1-     преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;

$1-     проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;

$1-     любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

$1-     высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определённых социальных, национальных или конфессионных групп;

$1-     резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;

$1-     грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

$1-     угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

$1-     поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.

$12.6.    Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

$12.7.    Во время проведения занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.

$12.8.    При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учёт интересов учреждения в целом.

$12.9.    Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в комиссию учреждения по профессиональной этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.

$13.  Обязательства педагогических работников перед воспитанниками

$13.1.    Педагогические работники в процессе взаимодействия с воспитанниками:

$1-     признают уникальность, индивидуальность и определённые личные потребности каждого;

$1-     сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;

$1-     стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;

$1-     выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;

$1-     при оценке поведения и достижений воспитанников стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;

$1-     проявляют толерантность;

$1-     защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;

$1-     принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия;

$1-     осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;

$1-     прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека;

$1-     вселяют в них чувство, что они являются частью взаимно посвящённого общества, где есть место для каждого;

$1-     стремятся стать для них положительным примером;

$1-     применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием;

$1-     гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический и религиозный инструмент.

$13.2.    В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники обязаны воздерживаться от:

$1-     навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;

$1-     оценки их личности и личности их законных представителей;

$1-     предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;

$1-     предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей воспитанников;

$1-     отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и психологические недостатки воспитанников, а также из-за отсутствия времени для объяснения. При действительном отсутствии времени необходимо провести индивидуальную работу с воспитанником в удобное для обеих сторон время;

$1-     требования платы за дополнительные образовательные услуги в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

$1-     проведения на занятиях явной политической или религиозной агитации;

$1-     употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения должностных обязанностей;

$1-     курения в помещениях и на территории учреждения.

$14.  Обязательства педагогических работников

перед законными представителями воспитанников

$14.1.    Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников должны:

$1-     помнить, что большинство обратившихся законных представителей воспитанников, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависят их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе учреждения в целом;

$1-     начинать общение с приветствия;

$1-     проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;

$1-     выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;

$1-     относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;

$1-     высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;

$1-     выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;

$1-     разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;

$1-     принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).

$14.2.    В процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников педагогические работники не должны:

$1-     заставлять их необоснованно долго ожидать приёма;

$1-     перебивать их в грубой форме;

$1-     проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;

$1-     разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;

$1-     разглашать высказанное воспитанниками мнение о своих законных представителях;

$1-     переносить своё отношение к законным представителям воспитанников на оценку личности и достижений их детей.

$14.3.    Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в воспитании их ребёнка и поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребёнка формы работы.

$14.4.    Рекомендуется не принимать на свой счёт обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.

$14.5.    В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

$15.  Обязательства педагогических работников перед коллегами

$15.1.    Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:

$1-     поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего профессионального пути;

$1-     поддерживают и продвигают их интересы;

$1-     помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами учреждения.

$15.2.    В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:

$1-     пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;

$1-     предвзятого и необъективного отношения к коллегам;

$1-     обсуждения их недостатков и личной жизни.

$16.  Обязательства педагогических работников

перед администрацией учреждения

$16.1.    Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.

$16.2.    В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней.

$17.  Обязательства администрации  учреждения

перед педагогическими работниками

$17.1.    Быть для других педагогических работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в учреждении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

$17.2.    Делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.

$17.3.    Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей, со стороны законных представителей воспитанников.

$17.4.    Представителям администрации следует:

$1-     формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения;

$1-     быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения;

$1-     помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;

$1-     регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;

$1-     пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе;

$1-     обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;

$1-     способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности учреждения с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников;

$1-     оставаться скромным в потребностях и запросах, как на работе, так и в быту.

$17.5.    Представитель администрации не имеет морального права:

$1-     перекладывать свою ответственность на подчинённых;

$1-     использовать служебное положение в личных интересах;

$1-     проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;

$1-     создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;

$1-     обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих руководителей;

$1-     предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности, приятельских отношений;

$1-     демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять, награждать, необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;

$1-     умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

$18.  Контроль за соблюдением настоящего Положения

$18.1.    Для контроля соблюдения настоящего Положения, поддержки педагогических работников. Оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом по учреждению создаётся комиссия по профессиональной этике. В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников.

$18.2.    В своей деятельности комиссия руководствуется действующим законодательством об образовании, уставом учреждения, настоящим Положением и Положением о комиссии по профессиональной этике.

$19.  Ответственность за нарушение настоящего Положения

$19.1.    Нарушение требований настоящего положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечёт моральное воздействие либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.