Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Положение о промежуточной аттестации 2013

Отчёты и документы

Рассмотрено и принято на 

заседании педагогического совета

протокол №2 от 04 сентября 2013 г                                             

                       

        УТВЕРЖДАЮ

Директор школы: _____С.И. Зиборов

Приказ № 68 от 06 сентября 2013г.

Положение

о формах, периодичности и порядке текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в

муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

«Камынинская основная общеобразовательная школа»

I.  Общие положения

$11.1.               Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Камынинская основная общеобразовательная школа» (далее – Положение) является локальным актом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Камынинская основная общеобразовательная школа» (далее – Учреждение), регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся.

$11.2.               Настоящее Положение разработано в соответствии с ч. 2 ст. 30, ч. 3 ст. 34, ч. 2,5,6,10 ст.58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 19 Порядка организации и осуществления образовательной  деятельности  по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015, нормативно-правовыми актами регулирующими государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 и 11 классов, Уставом школы.

1.3. Действие настоящего положения распространяется на всех учащихся, принятых в Учреждение на обучение по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего образования, а также на родителей (законных представителей) учащихся и педагогических работников, участвующих в реализации указанных общеобразовательных программ.

1.4. Данное Положение устанавливает:

- организацию текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся;

- критерии устных и письменных ответов учащихся и порядок проверки письменных работ;

- нормы накопляемости отметок;

- правила выставления итоговых отметок;

- правила перевода учащихся в следующий класс.

1.5.Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестации учащихся осуществляется на основе системы оценок, в формах и порядке, установленных Уставом школы, и с учетом требований локальных правовых актов (приказов, положений, инструкций), принятых органами управления школы в пределах их компетенции.

II. Текущий контроль успеваемости учащихся

2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся (далее текущий контроль) представляет собой совокупность мероприятий, включающую планирование текущего контроля по отдельным учебным предметам (курсам) учебного плана основной общеобразовательной программы, разработку содержания и методики проведения отдельных контрольных работ, проверку (оценку) хода и результатов выполнения учащимися указанных контрольных работ, а также документальное оформление результатов проверки (оценки), осуществляемых в целях:

- систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов учебных программ, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций;

- анализа хода формирования знаний и умений учащихся, позволяющий учителю и ученику своевременно отреагировать на выявленные недостатки, установить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

Текущему контролю подлежат учащиеся всех классов Учреждения, кроме учащихся 1-х и 2-х классов. Он включает в себя поурочное, тематическое оценивание результатов учебы учащихся.

Текущий контроль учащихся 3-х – 9-х классов осуществляется по предметам учебного плана по 5-балльной системе.

2.2.Текущий контроль осуществляется в следующих формах:

- проведение контрольных работ с выставлением учащимся индивидуальных текущих отметок успеваемости по результатам выполнения данных работ;

- выведение четвертных отметок успеваемости учащихся путем обобщения текущих отметок успеваемости, выставленных учащимся в течение соответствующей учебной четверти( учебного полугодия).

2.3. Учащиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам более половины учебного времени, аттестуются после проведения дополнительных испытаний. Форма, сроки и порядок проведения аттестации таких учащихся определяется в индивидуальном порядке Педагогическим советом по согласованию с родителями учащегося. При отсутствии или неудовлетворительном прохождении дополнительных испытаний учащийся считается не аттестованным по уважительной причине.

2.4. Порядок (формы, периодичность, количество обязательных форм контроля) текущего контроля определяется учителем, преподающим учебный предмет, и отражается в рабочих программах по предмету, утвержденных приказом по Учреждению. Результаты контроля учащихся отражаются в классном журнале с учётом требований к выставлению отметки по данному предмету.

2.5. При планировании форм текущего контроля учителю следует учитывать необходимость проведения контроля и в письменной, и в устной форме, а также соотносить формы контроля с формой проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся с целью подготовки к данным видам контроля. Формы текущего контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная, лабораторная или практическая работа, зачет, контрольная работа и пр.

2.6. Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос как диалог учителя с одним учеником или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только способности учеников запоминать и воспроизводить информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать, конкретизировать общие понятия. Целесообразно для монологического ответа учащегося у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного текста учебника.

2.7. Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 минут) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Главная цель – проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач, осознания понятий, ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся и усвоения знаний. Динамичная самостоятельная работа рассчитана на непродолжительное время (5-10 минут). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения учащихся. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Учитель дает аргументированный анализ работ учащихся, который он проводит совместно с учениками. В ходе текущей аттестации не рекомендуется педагогу оценивать работу школьника отметкой «2» (неудовлетворительно»).

2.8. Контрольная работа. Используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками, а также требование умения излагать мысли. Контрольная работа оценивается отметкой.

Перечень контрольных работ, проводимых в течение учебной четверти (полугодия), определяется рабочими программами учебных предметов с учетом планируемых  образовательных результатов освоения соответствующей основной общеобразовательной программы.

Время и место проведения контрольной работы устанавливается учителем по согласованию с заместителем директора по УР.

Установленное время и место проведения контрольной работы, а также перечень предметных и метапредметных результатов, достижение которых необходимо для успешного выполнения данной работы, требования к выполнению и оформлению результатов выполнения доводятся учителем до сведения учащихся не позднее чем за два рабочих дня до намеченной даты проведения работы.

2.9. Выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочими программами учебных предметов, является обязательным для всех учащихся.

Учащимся, не выполнившим контрольную работу в связи со временным освобождением от посещения учебных занятий и (или) от выполнения отдельных видов работ (по болезни, семейным обстоятельствам или иной уважительной причине), а равно самовольно пропустившим контрольную работу, предоставляется возможность выполнить пропущенные работы, в течение соответствующей учебной четверти (полугодия), либо по истечении срока освобождения от учебных занятий.

2.10. В течение учебного дня для одних и тех же учащихся может быть проведено не более одной контрольной работы.

В течение учебной недели для учащихся 2-4 классов может быть проведено не более трех контрольных работ; для учащихся 5-8 классов – не более четырех контрольных работ;

Для учащихся 9 классов – не более пяти контрольных работ. 

2.11. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а отметка фиксирует результаты такого усвоения. Специфика этого вида контроля:

- ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать материал, исправить полученную ранее отметку;

- при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сданной теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

- возможность получения более объективной оценки знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

2.12. Руководители методических объединений, заместитель директора по УР следят за ходом текущего контроля, при необходимости оказывают методическую помощь учителю в ее проведении.

2.13. Четвертные (полугодовые) отметки успеваемости учащихся выводятся по окончании соответствующей учебной четверти (полугодия) на основе текущих отметок успеваемости, выставленных учащимся в классный журнал, по результатам выполнения контрольных работ, проведенных согласно календарно-тематическим планам изучения соответствующих учебных предметов.

Четвертная (полугодовая) отметка успеваемости учащегося по учебному предмету определяется делением суммы баллов по всем отметкам, выставленным учащемуся по данному предмету в течение соответствующей четверти (полугодия), на количество выставленных отметок. Результат округляется по правилам математического округления.

Учащимся, не выполнившим в течение учебной четверти (полугодия) более двух контрольных работ, предусмотренных рабочей программой (КТП) по соответствующему учебному предмету, в качестве четвертной (полугодовой) отметки успеваемости выводится отметка 2 балла.

Учащиеся, не выполнившие в течение учебной четверти (полугодия) более двух контрольных работ, предусмотренных рабочей программой (КТП)  по соответствующему учебному предмету, по уважительным причинам (в том числе в связи с освобождением от учебных занятий и (или) отдельных видов работ, срок действия которого к моменту окончания учебной четверти (полугодия) не истек, считаются не аттестованными по результатам обучения в данной учебной четверти (полугодии). В классный журнал им выставляется отметка «н/а» («не аттестован(а)»).

Учащимся, указанным в части первой настоящего пункта, предоставляется возможность выполнить пропущенные контрольные работы в течение следующих учебных четвертей (полугодия), но не позднее окончания учебного года. Конкретные сроки выполнения пропущенных контрольных работ определяется администрацией Учреждения на основании соответствующего письменного заявления родителей (законных представителей) учащихся.

Четвертные (полугодовые) отметки успеваемости учащихся переопределяются учителями с учетом отметок, выставленных учащимся по результатам выполнения контрольных работ.

2.14. Для контроля качества освоения учащимися содержания учебных программ, соответствия уровня подготовки учащихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов администрацией Учреждения разрабатывается содержание контрольных мероприятий в любой форме. Порядок проведения административных работ определяется в графике учебной части, согласуется с педагогом.

III. Промежуточная аттестация учащихся

3.1. Под промежуточной аттестацией учащихся понимается совокупность мероприятий по установлению соответствия индивидуальных образовательных достижений учащихся планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего или среднего общего образования на момент окончания учебного года с целью обоснования предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования решений органов управления Учреждения, действующих в пределах предоставленных им полномочий, о возможности, формах и условиях продолжения освоения учащимися соответствующей основной общеобразовательной программы Учреждения.

3.2. Промежуточная аттестация учащихся 3-8 классов по отдельным учебным предметам осуществляется путем выведения годовых отметок успеваемости на основе четвертных (полугодовых) отметок успеваемости, выставленных в течение соответствующего учебного года.

При выведении годовой отметки успеваемости четвертные (полугодовые) отметки располагаются в порядке убывания их балльных значений независимо от того, каким именно четвертям (полугодиям) учебного года они соответствуют.

3.3. В качестве годовой отметки успеваемости учащимся 3-8 классов выводится:

отметка «отлично» (5 баллов), если в течение учебного года учащимся были выставлены четвертные отметки: (5,5,5,5), (5,5,5,4), (5,5,4,4);

отметка «хорошо» (4 балла), если в течение учебного года учащимся были выставлены четвертные отметки: (5,5,5,3), (5,5,4,3), (5,5,3,3), (5,4,4,4), (5,4,4,3), (5,4,3,3), (4,4,4,4), (4,4,4,3), (4,4,3,3);

отметка «удовлетворительно» (3 балла), если в течение учебного года учащимся были выставлены четвертные отметки: (5,5,5,2), (5,5,4,2), (5,5,3,2), (5,4,3,2), (5,3,3,3), (5,3,3,2), (4,4,4,2), (4,4,3,2), (4,3,3,2);

отметка «неудовлетворительно» (2 балла) - во всех остальных случаях.

3.4. Годовая отметка успеваемости по учебному предмету (кроме отметки «отлично») может быть повышена на один балл, если учащимся в течение соответствующего учебного года продемонстрированы внеучебные достижения, соответствующие планируемым предметным и (или) метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы.

3.5 Основной формой фиксации внеучебных достижений учащихся является индивидуальный портфолио учащегося.

3.6 Оценка продемонстрированных учащимися внеучебных достижений в ходе промежуточной аттестации учащихся осуществляется педагогическим советом Учреждения.

3.7. Если учащийся длительное время не посещает Учреждение по причине болезни и не обучается индивидуально на дому, то по выбору родителей (законных представителей) он может осваивать программы соответствующего класса с использованием дистанционных технологий или в форме семейного образования.

3.8. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучающиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе вправе пройти экстерном промежуточную и государственную аттестацию.

3.9. Промежуточная аттестация экстерна осуществляется на основании личного заявления или заявления родителей (законных представителей).

3.10. При прохождении промежуточной аттестации экстерн пользуется академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе:

- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной и производственной базой Учреждения;

- посещать лабораторные и практические занятия;

- принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.

3.11. Сроки прохождения промежуточной аттестации:

1 полугодие – декабрь-январь,

2 полугодие – апрель-май.

3.12. Промежуточная аттестация экстернов проводится по предметам: русский язык, литература, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, биология, физика, химия, иностранный язык (указанный в заявлении экстерна).

3.13. Формами промежуточной аттестации экстернов являются: зачеты, экзамены (устные и письменные), тематические и годовые контрольные работы, тестирование, лабораторные и контрольные работы.

3.14. Промежуточная аттестация экстернов не может по срокам совпадать с государственной итоговой аттестацией.

3.15. По решению директора Учреждения экстерну могут быть зачтены отметки по предметам, полученным ранее в другой образовательной организации, в соответствии с Порядком зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях.

3.16. Промежуточная аттестация экстернов отражается в протоколах экзаменов с пометкой «Экстерн», которые подписываются всеми членами комиссии и утверждаются директором. К протоколам прилагаются письменные материалы экзаменов.

3.17. По окончании учебного года или при отчислении экстерну выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме (приложение №1).

3.18. Прохождение промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам как экстерна обеспечивается в Учреждении, если в ней учащийся числится. Результаты промежуточной аттестации фиксируются отдельным протоколом, который хранится в личном деле учащегося, в журнале делается запись «Сдал экстерном» и выставляется оценка за экзамен.

3.19. При прохождении промежуточной аттестации экстерна, претендующего на награждение золотой или серебряной медалями, содержание экзаменационного материала по каждому из 12 предметов учебного плана должно отражать 2 или 4 полугодия (10 и 11 классы отдельно или 10,11 классы) и оцениваться соответственно 2 или 4 отметками в 2 или 4 протоколах, датированных одним числом.

3.20. Документация по экстернам хранится в делопроизводстве Учреждения в течение 3 лет.

3.21. Если несовершеннолетний экстерн не прошел промежуточную аттестацию, то он вправе продолжить обучение по очной форме в установленном порядке. Совершеннолетний гражданин имеет право  на следующий год пройти промежуточную аттестацию в установленном порядке и установленные сроки.

IV. Дополнительная промежуточная аттестация учащихся

4.1 В случае несогласия учащегося и (или) его родителей ( законных представителей) с выставленной учащемуся годовой отметкой успеваемости по одному или нескольким учебным предметам на основании соответствующего письменного заявления родителей (законных представителей) учащихся Учреждения проводится дополнительная промежуточная аттестация учащихся по соответствующим учебным предметам.

4.2 Дополнительная промежуточная аттестация учащихся проводится в форме экзаменов не позднее трех недель со дня окончания учебного года соответствующими аттестационными комиссиями численностью не менее трех человек, формируемыми педагогическим советом Учреждения из числа педагогических работников Учреждения.

Председателем комиссии является директор или один из его заместителей. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается учитель, выставивший оспариваемую отметку.

4.3 Подготовка необходимых экзаменационных материалов, а также определение порядка проведения экзаменов и критериев оценки их результатов осуществляется соответствующими МО учителей Учреждения. Подготовленные и принятые МО учителей Учреждения экзаменационные материалы, порядок проведения и критерии оценки результатов экзаменов утверждаются педагогическим советом.

Перечень предметных и метапредметных результатов, достижение которых необходимо продемонстрировать в ходе экзамена, а также порядок проведения и критерии оценки результатов доводятся до сведения родителей (законных представителей) не позднее чем за три дня до намеченной даты проведения экзамена.

4.4. Результаты дополнительной промежуточной аттестации оформляются протоколами.

4.5. Если отметка, выставленная учащемуся по результатам дополнительной промежуточной  аттестации, выше отметки, выставленной за год, то в качестве окончательной годовой отметки успеваемости принимается отметка, выставленная по результатам дополнительной промежуточной аттестации.

V. Критерии выставления текущих отметок успеваемости

5.1. Общая характеристика оценочной шкалы

Отметки по результатам проверки и оценки выполненных учащимися работ выставляются по пятизначной порядковой шкале.

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если учащийся демонстрирует:

- уверенное знание и понимание учебного материала;

- умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;

- умение применять полученные знания в новой ситуации;

- отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала (самостоятельно устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя);

- соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если учащийся демонстрирует:

- знание основного учебного материала;

- умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические примеры, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;

- недочёты при воспроизведении изученного материала;

- соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если учащийся демонстрирует:

- знание учебного материала на уровне минимальных требований;

- умение воспроизводить изученный материал, затруднения в ответе на вопросы в измененной формулировке;

- наличие грубой ошибки или нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала;

- несоблюдение отдельных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если учащийся демонстрирует:

- знание учебного материала на уровне ниже минимальных требований, фрагментарные представления об изученном материале;

- отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;

- наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала;

-несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если учащийся демонстрирует:

- полное незнание изученного материала;

- отсутствие элементарных умений и навыков.

5.2. Критерии выставления отметок за устные работы

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если учащийся:

- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

- показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;

- самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов; свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи;

- уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач;

- излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

- рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;

- допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если учащийся:

- показывает знание всего изученного учебного материала;

- дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;

- анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов с помощью учителя;

- соблюдает основные правила культуры устной речи; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если учащийся:

- демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;

- применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;

- допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;

- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

- затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов;

- дает неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом;

- использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если учащийся:

- не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов;

- не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

- допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если учащийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

5.3. Критерии выставления отметок за письменные работы

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если учащийся выполнил работу без ошибок и недочетов, либо допустил не более одного недочета.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, либо не более двух недочетов.

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется. Если учащийся выполнил не менее половины работы, допустив при этом:

- не более двух грубых ошибок;

- либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочет;

- либо три негрубые ошибки;

- либо одну негрубую ошибку и три недочета;

- либо четыре-пять недочетов.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если учащийся:

- выполнил менее половины работы;

- либо допустил большее количество ошибок и недочетов, чем это допускается для отметки «удовлетворительно».

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если учащийся не приступал к выполнению работы, либо выполнил менее 10 % объема работы.

Примечание: за оригинальное выполнение работы учитель вправе повысить учащемуся отметку на один балл.

5.4. Критерии выставления отметок за практические (лабораторные) работы

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если учащийся:

- самостоятельно определил цель работы;

- самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;

- выполнил работу в рациональной последовательности и полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;

- получил результаты с заданной точностью;

- грамотно, логично описал проведенные наблюдения и сформулировал выводы из результатов опыта (наблюдения);

- экономно использовал расходные материалы;

- обеспечил поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если учащийся:

- самостоятельно определил цель работы;

- самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;

- выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности, но не в рациональной последовательности;

- выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих отметке «отлично».

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если учащийся:

- самостоятельно определил цель работы;

- выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью учителя;

- выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;

- выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих отметке «отлично».

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если учащийся:

- не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование самостоятельно;

- выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение правил безопасности.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если учащийся не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование, либо допустил неоднократные нарушения правил безопасности и был отстранен от выполнения работы.

5.5. Виды ошибок и недочетов при выполнении работ

Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:

- незнанием основных понятий, законов, правил, классификаций, формул, единиц измерения величин;

- незнанием алгоритмов (последовательности) решения типичных учебных задач;

неумением определить цель работы и не допускать отклонения от нее в ходе выполнения работы;

- некорректностью вывода (отсутствием логической связи между исходными посылками и выводимых из них заключением);

- нарушением правил безопасности при выполнении работ;

- небрежным отношением к учебно-материальной базе, повлекшим поломку (выход из строя) приборов, инструментов и другого оборудования.

К негрубым относятся ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:

- невнимательностью при  выполнении  вычислений, расчетов и т.п. (ошибки в вычислениях);

- недостаточной обоснованностью (поспешностью) выводов;

- нарушением правил снятия показаний измерительных приборов, не связанным с определением цены деления шкалы;

- некритическим отношением к информации (сведениям, советам, предложениям), получаемой от других участников образовательного процесса и иных источников;

- нарушением орфоэпических, орфографических, пунктуационных и стилистических норм русского языка при выполнении работ (кроме работ по русскому языку).

Недочетами при выполнении работ считаются:

- несвоевременное представление результатов выполнения работы (превышение лимита времени, отведенного на ее выполнение);

- непоследовательностью изложения текста (информации, данных);

- описки (опечатки), оговорки, очитки (более трех в одной работе);

- нарушение установленных правил оформления работ;

- использование нерациональных способов, приемов решения задач, выполнения вычислений, преобразований и т.д.;

- небрежность записей, схем, рисунков, графиков и т.д.;

- использование необщепринятых условных обозначений, символов;

- отсутствие ссылок на фактически использованные источники информации.

5.6. Порядок проверки письменных работ учителем:

по русскому языку и математике:

- в 1-4 классах, 5 классе и первом полугодии 6 класса — после каждого урока у всех учеников;

- во втором полугодии 6 класса и в 7-9 классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у остальных — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись.

по иностранным  языкам:

- во 2-5 кассах — после каждого урока;

- 6-9 классах - наиболее значимые по своей важности, но с расчетом, чтобы раз в две недели проверялись тетради всех учащихся 6-8 классов и не реже одного раза в учебную четверть - тетради 9 классов, а тетради-словари - не реже одного раза в месяц.

по литературе:

- в 5-8 классах - не реже 2 раз в месяц, в 9 классах - не реже одного раза в месяц.

По истории, обществознанию, географии, биологии, физике, химии тетради проверяются выборочно, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже одного раза в четверть.

Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все контрольные работы по предметам проверяются у всех учащихся.

5.7. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

- контрольные диктанты и контрольные работы по математике во всех классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

- изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через два дня, а в 5-9 классах - через неделю;

- сочинения в 9 классах проверяются не более 10 дней;

- контрольные работы по математике в 9 классах, физике, химии, иностранному языку в 4-9 классах проверяются к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) – через один-два урока.

5.8. Устанавливаются следующие сроки выставления отметок за письменные работы:

- контрольные диктанты, контрольные работы, тесты во 2-9 классах по всем предметам учебного плана - к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) – через один урок;

- изложения и сочинения, в начальных классах – не позже, чем через 2 дня, в 5-9 классах – через неделю.

5.9. При выставлении отметок за самостоятельные работы необходимо учитывать следующие подходы:

- если самостоятельная работа носит обучающий характер, проводится с целью проверки усвоения нового материала и по времени занимает часть урока, учитель не фиксирует запись о ее проведении в графе «Что пройдено на уроке» и имеет право не выставлять отметки учащимся всего класса;

- если самостоятельная работа контролирующего характера, ее проведение фиксируется на правом развороте журнала в строке «Что пройдено на уроке» рядом с указанной темой урока, отметки за данный вид самостоятельной работы выставляются всем без исключения учащимся.

5.9. Отсутствие учащегося на контрольной или самостоятельной работе по уважительной причине непосредственно в день ее проведения (при условии присутствия учащегося в школе накануне и на следующий день после проведения письменной работы) не освобождает его от обязанности отчитаться в любой возможной форме за допущенный пропуск на следующем уроке (индивидуальное домашнее задание, работа по карточке на следующем уроке на этапе опроса учащихся и т.д.). Учащийся, родители (законные представители) должны быть поставлены в известность об этом заранее.

5.10. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

- при проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку, математике учащихся 1-4 классов учитель зачеркивает косой линией орфографическую ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху правильный вариант, а на полях отмечает ошибку определенным условным знаком (I - орфографическая ошибка, V - пунктуационная ошибка, Р - речевая , Ф - фактическая, Г - грамматическая, Л - логическая). Работа над ошибками, допущенными в рабочих и контрольных тетрадях по русскому языку и математике, проводится систематически;

- при проверке сочинений и изложений в 5-9 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые подчеркиваются волнистой линией) и грамматические, которые обозначаются вышеуказанным знаком на полях тетради;

- рекомендуется при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-9 классов по русскому языку и математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик при работе над ошибками; в тетрадях слабых учеников учитель зачеркивает неверно написанную букву или пунктуационный знак, вместо зачеркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак;

- по иностранному языку в 5-19 классах учитель сам исправляет ошибку, допущенную учеником;

- подчеркивания и исправления ошибок производятся учителем только красной пастой (красными чернилами);

- после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется отметка. Первая отметка ставится за содержание и речь, вторая отметка – за грамотность.

5.11. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Отметки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Классные и домашние работы по русскому языку и математике оцениваются: отметки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

По иностранному языку в 4-5 классах оцениваются все работы, в журнал выставляются отметки за наиболее значимые из них. В 6-9 классах оцениваются все проверяемые работы, в том числе и работы в тетрадях-словарях, в журнал выставляются отметки за наиболее значимые из них.

По остальным предметам все проверяемые работы по усмотрению учителя оцениваются, и отметки могут быть выставлены в журнал.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

5.12. Если учащийся выполнил письменную работу (контрольную, самостоятельную) и получил неудовлетворительную отметку, то ему дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы. Отметка за выполненную работу может быть выставлена учителем в журнал в дату проведения письменной работы.

Vl. Шкала отметок

Принята 5-бальная шкала отметок: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно; «1» - плохо - при отсутствии ответа или работы по неуважительной причине и при наличии чрезмерного количества ошибок и недочётов.

Отметку "5" получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и объем ЗУНов составляет 70-89% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочета, или 4-5 недочетов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 55-69% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-54% содержания (неправильный ответ).

Отметку «1» получает ученик в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причины или неуважительной причины.

VII. Принятие решений по результатам промежуточной аттестации учащихся

7.1. Учащиеся 3-8 классов признаются освоившими образовательную программу учебного года, если по всем обязательным предметам, предусмотренным учебным планом для данного года обучения, им выведены годовые отметки успеваемости не ниже 3 баллов.

7.2. Учащиеся, которым выведена годовая отметка успеваемости 2 балла по одному или нескольким предметам, считаются не освоившими основную общеобразовательную программу учебного года и имеющими академическую задолженность по соответствующим учебным предметам.

7.3. Решение о форме и условиях продолжения освоения конкретными учащимися основных общеобразовательных программ принимается педагогическим советом на основе результатов промежуточной аттестации, а в случае проведения дополнительной промежуточной аттестации – с учетом результатов этой аттестации.

Учащиеся, признанные освоившими образовательную программу соответствующего года, переводятся в следующий класс.

Учащиеся, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие по итогам года академическую задолженность по одному учебному предмету, переводятся в следующий класс условно. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года.

7.4. Общеобразовательное учреждение, родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося, обеспечивающие получение учащимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

7.5. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые общеобразовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

7.6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз общеобразовательным учреждением создается комиссия.

7.7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

7.8. Учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.

7.9. Учащиеся в общеобразовательном учреждении по образовательным программам начального общего, основного общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

7.10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в общеобразовательном учреждении.

VIII. Норма накопляемости отметок

8.1. В 3-9 классах отметки по всем учебным предметам выставляются за четверть. Учащиеся, обучающиеся на дому по индивидуальному учебному плану аттестуются только по предметам, включенным в этот план.

8.2. При выставлении итоговых отметок за четверть за основу берется средний бал текущего контроля. При этом более значимыми, влияющими на итоговую отметку являются отметки, выставленные за контрольные работы, зачеты, собеседования, защиту рефератов. Отметка «5» (отлично) не может быть выставлена при наличии текущих неудовлетворительных оценок.

8.3. Основанием для аттестации учащихся за четверть является наличие не менее:

3 отметок при нагрузке  1 час в неделю;

5 отметок при нагрузке  2 часа в неделю;

7 отметок при нагрузке  3 и более часов в неделю.

При одночасовой недельной нагрузке по учебному предмету и предметному курсу аттестация проводится по четвертям. Если на изучение предмета отводится 0,5 часов в неделю, то аттестация проводится по полугодиям. Аттестация курсов по выбору и элективных курсов проводится в системе «зачет», «незачет».

8.4. Учитель обязан обеспечить установленную данным Положением минимальную накопляемость отметок.

8.5. При наличии у учащегося 2/3 пропущенных уроков учащийся может быть не аттестован за четверть, как не освоивший программы. Ликвидация задолженности в этом случае осуществляется в сроки, установленные Учреждением в пределах одного года с момента образования задолженности.

8.6. Четвертную (годовую) отметку выставляет учитель, ведущий предмет в данном классе, а в случае его отсутствия заместитель директора по УР или директор.

8.8. Четвертная (годовая) отметка по предмету выставляется учителем в классный журнал не позднее, чем за два календарных дня до первого дня каникул. Отметка выставляется после даты последнего урока без пропуска граф на левой странице журнала (записать так, как прописано в Положении о ведении классных журналов).

8.9. Четвертные (полугодовые, годовые) отметки выставляются в дневники учащихся классным руководителем, а в случае его отсутствия лицом, назначенным директором, в предпоследний учебный день.

$1IX.             Права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации

9.1. Участниками процесса аттестации считаются: учащийся, экстерн, учитель, преподающий предмет в классе, руководитель общеобразовательного учреждения. Права учащегося представляют его родители (законные представители).

9.2. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную  аттестацию учащихся, имеет право:

- проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения учащимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников требованиям федерального государственного образовательного стандарта и ФКГОС;

- давать педагогические рекомендации учащимся и их родителям (законным представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки по предмету.

9.3. Учитель в ходе аттестации не имеет права:

- использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами при разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся за текущий учебный год;

- использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и практическом плане, без разрешения руководителя общеобразовательного учреждения;

- оказывать давление на учащихся, проявлять к ним недоброжелательное, некорректное отношение.

9.4. Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных представителей) через дневники (в том числе и электронные) обучающихся класса, родительские собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за год их ребенка. В случае неудовлетворительной аттестации обучающегося по итогам учебного года письменно уведомить его родителей (законных представителей) о решении Педагогического совета общеобразовательного учреждения, а также о сроках и формах ликвидации задолженности. Уведомление с подписью родителей (законных представителей) передается руководителю общеобразовательного учреждения.

9.5. Учащийся имеет право:

- проходить все формы промежуточной аттестации за текущий учебный год в порядке, установленном общеобразовательным учреждением;

9.6. Учащийся обязан выполнять требования, определенные настоящим Положением.

9.7. Родители (законные представители) ребенка имеют право:

- знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащегося, нормативными документами, определяющими их порядок, критериями оценивания;

- обжаловать результаты промежуточной аттестации их ребенка в случае нарушения общеобразовательным учреждением процедуры аттестации.

9.8. Родители (законные представители) обязаны:

- соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащегося;

- вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной аттестации;

- оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности по одному предмету в течение учебного года в случае перевода ребенка в следующий класс условно.

9.9. Общеобразовательное учреждение определяет нормативную базу проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащегося, их порядок, периодичность, формы, методы в рамках своей компетенции.

9.10. Заявления учащихся и их родителей, не согласных с результатами промежуточной аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений общеобразовательного учреждения, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным.

$1X.  Оформление документации общеобразовательного учреждения

по итогам промежуточной аттестации учащихся

10.1. Итоги промежуточной аттестации учащихся отражаются в классных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Итоговые отметки по учебным предметам с учетом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год должны быть выставлены до 30 мая.

10.2. Родителям (законным представителям) учащегося должно быть своевременно вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных им в ходе промежуточной аттестации, и решение педагогического совета о повторном обучении в данном классе или условном переводе обучающегося в следующий класс после прохождения им повторной промежуточной аттестации. Копия этого сообщения с подписью родителей хранится в личном деле учащегося.

10.3. Письменные работы и протоколы устных ответов учащихся в ходе промежуточной аттестации хранятся в делах общеобразовательного учреждения в течение одного года.

XI. Обязанности администрации школы в период подготовки,

проведения и после завершения промежуточной аттестации учащихся

11.1. В период подготовки к промежуточной аттестации учащихся администрация общеобразовательного учреждения:

- организует обсуждение на заседании Педагогического совета вопросов о порядке и формах проведения промежуточной аттестации учащихся, системе отметок по ее результатам;

- доводит до сведения всех участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым организуется промежуточная аттестация учащихся, а также формы ее проведения;

- формирует состав аттестационных комиссий по учебным предметам;

- организует экспертизу аттестационного материала;

- организует необходимую консультативную помощь учащимся при их подготовке к промежуточной аттестации.

11.2. После завершения промежуточной аттестации администрация общеобразовательного учреждения организует обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и Педагогического совета общеобразовательного учреждения.

XII. Заключительные положения

12.1. В случае изменения законодательства Российской Федерации в области образования и (или) устава Учреждения в части, затрагивающей организацию и осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, настоящее положение может быть изменено или дополнено.

12.2. Руководители и педагогические работники Учреждения несут предусмотренную трудовым законодательством РФ дисциплинарную ответственность за своевременное, точное и полное выполнение возложенных своих обязанностей и надлежащее использование предоставленных им прав в соответствии с настоящим положением.